Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — федеральная инновационная площадка

Достижения Образование События

Александр Юрьевич Панычев, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I рассказал о достижениях университета и обозначил приоритетные направления на текущий год.

1. Александр Юрьевич, как завершилась приемная кампания — 2021, какие были у нее особенности?

Приёмная кампания в ПГУПС завершилась успешно. В 211-й раз первый инженерный транспортный вуз России встретил своих первокурсников. План приёма на места, финансируемые из федерального бюджета, в объёме 1450 мест по программам высшего образования университетом выполнен полностью и в срок, без объявления дополнительного приёма. Особенность этого года — увеличение мест в магистратуру и аспирантуру на 15%, до 201 места.

К началу учебного года в университет было зачислено более 1200 студентов, поступивших на коммерческой основе. Это даже выше уровня прошлого года. Причём порядка 30% из них — иностранные граждане. Следует отметить увеличение спроса на заочную форму обучения — количество желающих почти в три раза превышало количество бюджетных мест.

В новый приём университет поднял минимальное количество баллов для поступления по основным предметам (математика (профильная), физика и русский язык) до 36. Это, безусловно, сказалось на увеличении доли зачисленных абитуриентов с суммой баллов 230 и более.

Университет был включён в проект приёма заявлений от поступающих через Единый портал «Госуслуги» (ЕПГУ). Это привело к дополнительной нагрузке на приёмную комиссию, которой пришлось работать одновременно в двух независимых системах. Конечно, имела место задержка проверки и подтверждения достоверности документа об образовании через Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Срок ожидания подтверждения иногда доходил до двух недель с момента подачи заявления поступающим через ЕПГУ. Однако в целом можно отметить, что в университете система приёма документов от поступающих через ЕПГУ отработала стабильно и показала себя жизнеспособной.

В рамках целевой квоты университет принял на обучение по программам высшего образования 495 студентов. Крупнейшим заказчиком целевого обучения традиционно остаётся ОАО «РЖД».

2. Прочные связи вуза с работодателем — гарантия качественной подготовки специалиста. Как университет выстраивает эти отношения? Могут ли выпускники ПГУПС быть уверены в успешной карьере?

Трудоустройству предшествует правильно организованная производственная практика. На производственную практику в 2020/2021 учебном году направлены 2486 обучающихся, в том числе 1535 — по железнодорожным специальностям, 554 студента-целевика, свыше 604 студентов приняты на оплачиваемые рабочие места.

В 2021 году запущен первый комплексный студенческий отряд «Лужский». 20 бойцов на железнодорожной станции Лужская Октябрьской железной дороги развивали свои навыки по различным рабочим профессиям: электромонтеры контактной сети, электромонтеры СЦБ, приемосдатчики груза и багажа, монтеры пути. Работа в отряде позволила студентам сформировать междисциплинарные компетенции, ознакомиться с технологическим процессом работы станции. Запрос на подобные компетенции, и, соответственно, такую практику будет только расти.

Студенческие отряды — одно из важных и эффективных молодежных движений нашей страны. Ежегодно Университет формирует волонтерские, производственные, педагогические и строительные отряды. Отдельное направление — студенческие отряды проводников и помощников машинистов электропоезда (их доля составляет более 70 % в общем объеме формируемых отрядов).

Стоит отметить, что осенью 2021 года планируется запуск нового совместного проекта Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» и Университета по формированию студенческого отряда помощников машиниста для работы на высокоскоростном поезде «Сапсан».

В Университете получают образование 2475 человек, заключивших договор о целевом обучении с 29 предприятиями. В ходе обучения студенты-целевики получают рабочую профессию, которая в этом году организована по 15 программам. Актуальной задачей остается расширение перечня предприятий-заказчиков.

Конечно, крупнейшим заказчиком целевого обучения остается ОАО «РЖД». Из прочих предприятий по численности целевиков лидирует ГУП «Петербургский метрополитен.

3. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, университет продолжает развивать международные связи. Какие страны в зоне стратегических интересов ПГУПСа?

Программы международной академической мобильности реализуются при взаимодействии с вузами Китая, Финляндии, Узбекистана, Франции, Германии, Испании. В зоне наших стратегических интересов находятся страны, в которых Российская Федерация и ОАО «РЖД» реализуют транспортные инфраструктурные проекты. Например, Сербия, Куба, Монголия, Египет, Армения и ряд других. В 2021 году заключены соглашения с 14 зарубежными вузами и организациями Австрии, Армении, Индии, Казахстана, Румынии, Узбекистана. Всего университет сотрудничает с 86 вузами-партнерами и 19 иностранными организациями.

Кроме образовательных проектов реализуются и научные. Например, участие в международной грантовой программе KOLARCTIC, которая предполагает расширить доступность и устойчивое развитие северных регионов, благодаря созданию надежных систем коммуникации и связи, а также транспортной сети.

Интернационализация образования является одним из главных приоритетов развития университета. Обмен студентами, учёными, опытом с ведущими мировыми научно-образовательными центрами позволяет нам обогащаться и одновременно реализовывать совместные проекты.

4. Важным направлением работы вуза, напрямую связанным с качеством подготовки, является научная деятельность. Насколько успешно осуществляется научно-исследовательская деятельность в университете? Какие направления наиболее приоритетны?

Несмотря на сложность 2020 года, вызванную пандемией, ученые нашего университета достигли значительных успехов в научной сфере: объем выполненных научно-исследовательских работ превысил 800 млн. руб.; выработка на одного научно-педагогического работника составила почти 1,2 млн. руб./чел.; получено 84 охранных документа на результаты интеллектуальной деятельности.

Сохраняется положительная динамика выполнения показателей по публикационной активности: 235 публикаций проиндексировано в международных реферативных базах данных Web of Science и Scopus; почти 2000 работ проиндексировано в РИНЦ; обобщенный индекс публикационной активности сотрудников университета достиг значения 18, и по этому показателю ПГУПС занимает первое место среди транспортных вузов.

В 2021 годах прошли конференции «Проблемы прочности материалов и конструкций в транспортном строительстве», посвященная 175-летию со дня рождения профессора Н.А. Белелюбского и «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» (МТСТ’21), симпозиум по динамике подвижного состава на автомобильных и железных дорогах IAVSD 2021. В ближайшее время состоятся крупные научные мероприятия: Бетанкуровский международный инженерный форум, международная конференция «Развитие инфраструктуры и логистических технологий в транспортных системах» (РИЛТТРАНС-2021). В числе приоритетных направлений научных разработок — проектирование и строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, Северного широтного хода, развитие БАМа, Санкт-Петербургского транспортного узла и подходов к портам Северо-Запада РФ, включая припортовые железнодорожные узлы.

5. Какие основные достижения университета Вы можете отметить?

В рейтинге мониторинга эффективности вузов за 2020 год Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I вошёл в первую лигу и стал лучшим вузом транспортной отрасли, занял позицию 31 — 51 среди вузов России. А в проекте Национального рейтинга университетов, реализуемом группой «Интерфакс», мы подтвердили свою рейтинговую оценку и вошли в лидирующую группу А.

Наш вуз продолжает поступательное движение вверх в рейтинговых системах университетского образования. В 2018 году наш университет впервые вошёл в число 100 лучших российских вузов рейтинга Forbes. В этом году наш вуз поднялся в этом рейтинге более чем на 40 позиций и вошел в десятку лучших университетов Санкт-Петербурга, став первым среди транспортных вузов. Ключевым показателем стало «Качество нетворкинга», демонстрирующее общий уровень поступивших в вуз студентов.

ПГУПС вошёл в глобальный институциональный рейтинг вузов мира RUR — Round University Ranking (Россия). Университет является единственным транспортным вузом, включенным в данный рейтинг в 2021 году, и занимает 809 позицию в мировом рейтинге университетов и 82 — среди вузов России.

Впервые в России Ассоциацией «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования» проведена оценка ВСЕХ российских вузов по ВСЕМ 55 направлениям подготовки специалистов с высшим образованием. Образовательные программы Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I вошли в первую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга по трём укрупненным группам направлений подготовки: «Техника и технологии строительства», «Техника и технологии наземного транспорта», «Информационная безопасность».

Образовательные программы университета успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию признаны соответствующими показателям и критериям профессионально-общественной аккредитации:

  • «Подвижной состав железных дорог (Локомотивы)», «Подвижной состав железных дорог (Электрический транспорт железных дорог)», «Подвижной состав железных дорог (Пассажирские вагоны)», «Подвижной состав железных дорог (Грузовые вагоны)» Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта (Объединение ЖЕЛДОРТРАНС);
  • «Землеустройство и кадастры» и «Стандартизация и метрология» Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр»;
  • «Техносферная безопасность (Безопасность технологических процессов и производств)», «Экономика (Бухгалтерский учет, анализ и аудит)», «Менеджмент (Логистика)», «Менеджмент (Управление человеческими ресурсами)» Автономной некоммерческой организации «Агентство оценки и развития профессионального образования» (АНО «АОРПО»).

Университет включен в перечень федеральных инновационных площадок с программой «Инновационная площадка международных образовательных программ опережающей подготовки кадров для высокоскоростных магистралей», рассчитанной на период до 2025 года.

9 сентября 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ согласовало разработанные коллективом ученых и специалистов ПГУПС «Специальные технические условия (СТУ) проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1)».

Ну и, конечно, самой высокой оценкой нашей деятельности в области транспортного строительства является памятная медаль «За строительство Крымского моста», которой Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил коллектив Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I за активное участие в этом проекте.

6. Несмотря на достаточно значимые достижения, которых добился университет, обозначьте приоритетные направления на текущий год?

В год науки и технологий очень важным для нас является активное участие в национальных проектах «Наука» и «Образование». Сегодня в стране формируется пул вузов, которым будет оказана в том числе финансовая поддержка для обеспечения научно-технологического прорыва страны.

ПГУПС уже принимает участие в конкурсном отборе университетов в программу «Приоритет 2030», целью которой является формирование широкой группы вузов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. По сути, программа «Приоритет 2030» является модификацией анонсированной еще в 2019 году Программы стратегического академического лидерства.

Предполагается, что университеты, ставшие участниками программы «Приоритет 2030», будут разрабатывать и распространять по всей системе высшего образования лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, повысят привлекательность жизни и работы в регионах России, в том числе для иностранных студентов и ученых.

В настоящее время завершился этап подачи университетами заявок для участия в конкурсном отборе. Свои заявки подали почти 200 университетов страны. Начиная с 10 сентября 2021 года начался очный этап представления в Минобрнауки проектов программ развития университетов, в котором участвуем и мы.

7. В сентябре нас ожидают выборы в Государственную думу. Почему Вы считаете важным принять участие в голосовании?

С 17 по 19 сентября — каждый из нас делает свой вклад в будущее страны. Подобные события задают вектор развития на годы вперед, и каждый голос — это кирпичик в большом здании государственности.

На выборы хожу всегда и другим рекомендую. Дело в том, что это не только право выбора, это принятие ответственности. Ответственности за страну, за будущее детей и внуков. Потому как каждый из нас эту власть формирует. И если это понимаешь и принимаешь, то и относиться к этому будешь ответственно.